Разбираемся что делать, если спустило колесо
Спущенное колесо без видимой причины — увы, не такая уж редкость. Давайте разбираться, почему так происходит и главное — как не допустить подобных ситуаций.
Почему спускает колесо — топ основных причин
Что интересно, именно прокол шины — это не самая частая причина потери давления в колесе. Причин вообще много, но самая популярная — деформация колеса по ободу. Бескамерная шина должна очень плотно прилегать к ободу, чтобы удерживать воздух внутри. В случае с камерным колесом деформация обода некритична. Стоит знать, что обод может быть деформирован изнутри, и деформация может не визуализироваться по наружной части: обнаружить её можно только на шиномонтаже после разбортировки колеса.
Вторая самая частая причина — пропускает по ниппелю, например, он засорился или прокололся. В таком случае воздух может стравливаться постепенно или резко и сразу, зависит от степени повреждения и нагрузки.
Ну и на третьем месте по частоте — прокол или порез. Здесь визуализировать повреждение тоже не удастся, для диагностики колесо снимают.
В зимний период бывают и ещё причины, по которым спускает колесо, например, некачественные шины. Зимняя шина рассчитана на воздействие отрицательных температур, но дешёвые модели могут терять эластичность на сильном морозе, отчего по ободу начинает пропускать даже при наличии на диске совсем небольших дефектов.
В зимний период шина может спускать из-за перепадов температур. Например, вечером или ночью в мороз давление в шине одно, а при повышении температуры в дневное время давление повышается. Также давление в шинах может повышаться при движении — шина и воздух в ней прогревается.
Скрытый прокол в шине
Проколоть шину может любой достаточно острый и прочный предмет. Если предмет небольшой, он может проколоть шину и выпасть, отчего визуально определить место прокола почти невозможно. В таком случае утечка может быть около 0,1–0,3 атмосфер за 7 дней. Чтобы определить место прокола, колесо снимают и обрабатывают мыльным раствором — в месте прокола образуются пузыри.
Травит воздух из клапана
Бескамерные шины оборудуют резиновыми вентилями, клапанами. С течением времени эта деталь приходит в негодность, её резина дубеет, трескается, нарушается герметичность. В некоторых случаях вентиль повреждается от удара, например, можно зацепиться им за бордюр, повредить щёткой во время мытья, иногда клапаны засоряются. Ещё одна причина — колпачок чрезмерно затянули, из-за чего повреждается сердечник и через него начинает стравливаться воздух.
Шина порвалась
Причины разрывов шин чаще всего механические, иногда разрывы происходят из-за ослабленного изношенного корда, в таком случае о ремонте даже речи быть не может, шину нужно срочно менять. На шине с разрывами тоже ездить небезопасно, корд у неё ослабевает, воздух стравливается, падает давление, шина перегревается, всё это создаёт максимальную аварийную опасность.
Если спускает колесо по борту
Об этом уже говорили кратко выше. Борт — место прилегания шины к диску, если прилегание неплотное, воздух может стравливаться. Кроме нарушения геометрии самого диска, может нарушаться борт шины. Например, у старой резины, потерявшей уже свою эластичность, снижается уровень герметизации с диском, ослабевает бортовое кольцо, через бортовую зону пропускает воздух.
Если колесо часто демонтируют с диска, оно может получить повреждение по борту. При таких нарушениях герметичности как временную меру можно установить камеру, но лучше сразу менять шину на новую.
Плохой колёсный диск
Об этой причине тоже уже говорили кратко в самом начале. Если начал разрушаться диск или его геометрия была нарушена, то шина тоже не будет плотно прилегать и, если она без камеры, будут потери давления по ободу. Причём это может быть незначительная потеря или полностью спущенное колесо. А причин разрушения шины множество:
-
коррозия;
-
последствия сильного удара, из-за чего по краю диска образовалась вмятина;
-
естественный износ диска, из-за чего он теряет свою правильную круглую форму.
В некоторых случаях диск можно отремонтировать, прокатать и устранить утечки воздуха, но если диск старый и в месте прилегания бортового кольца значительная коррозия, то и абсолютно новая шина не уляжется ровно и будет спускать.
Не рекомендуем заливать в шину герметик — это не решит проблему, а только выведет из строя нормальную шину или датчик системы контроля давления колеса.
Почему опасна регулярная перекачка шины
Перекачивать спускающую шину, чтобы уменьшить время между подкачками — тоже плохая идея. Потому что чрезмерно накачанные шины станут причиной повышенной жёсткости автомобиля, повышения уровня шума, но хуже всего то, что начинает стираться протектор, ускоряется износ. Ещё одна большая опасность — жёсткие шины ухудшают сцепление с дорогой, так как уменьшается пятно контакта. Корд такой шины более уязвим для повреждений, повышается давление на его нити, большая вероятность появления грыжи на боковине.
Как определить точное место, где спускает колесо
Чаще всего водителям не требуется самостоятельно искать место утечки, так как большинство предпочитает поставить запасное колесо и отвезти повреждённое на шиномонтаж. Но если нужно самостоятельно найти место прокола, то сделать это можно следующим образом:
-
Перекачать шину на 1,5–2 атмосферы и хорошо послушать, можно услышать свист или шипение уходящего через прокол воздуха.
-
Снять колесо и погрузить его в воду, пузырьки воздуха безошибочно укажут место его потери.
-
Если не хочется демонтировать колесо, можно просто нанести на него мыльный раствор, в этом случае тоже появятся пузырьки.
-
Провести визуальный осмотр, если это прокол, то виновник прокола может торчать из образовавшегося отверстия, то есть ищем острые металлические предметы в шине. Предмет может скрываться не только по наружной части, так что колесо тоже, возможно, придётся снять. Чтобы найти острый предмет быстрее, используйте тонкую ткань, она зацепится за него быстрее, чем палец.
В случае с плохими колёсными дисками можно ещё и прислушаться к ходу авто, когда нарушается идеальный круг диска, во время движения на скорости от 60 км/ч появляется очень ощутимая вибрация в руль и педали. Хотя нужно учитывать, что причиной такой вибрации может быть не только диск.
Можно ли ехать на спущенном колесе
Лучше не делать этого, а возить с собой запасное колесо, домкрат, баллонный ключ и компрессор, чтобы получить возможность доехать до шиномонтажа. Если же случилось так, что ничего из перечисленного нет, то лучшим вариантом будет попросить кого-то о помощи и отвезти колесо в ремонт.
В теории двигаться на спущенном колесе на авто можно, но недолго. Почему? Потому что длительные пробеги на колёсах с недостаточным давлением «убивают» резину, «съедается» протектор, причём неравномерно, что впоследствии сказывается на ходовых качествах. Шину придётся поменять. Так что при потере давления до половины можно не спеша и не нервничая доехать до ближайшей мастерской, но не дальше.
Если же колесо спустило полностью, то здесь уже ситуация серьёзнее. Двигаться на машине дальше в таком случае в теории тоже можно, но из-за веса автомобиля шина придёт в негодность, а может испортиться и диск. В таком случае можно ожидать такие последствия:
-
После восстановления на боковинах шины появятся шишки и использовать её будет уже небезопасно.
-
Диск может порезать шину, после чего она уже не подлежит восстановлению.
-
Колёсный диск может деформироваться, в таком случае ремонт тоже стоит под вопросом, не всегда удаётся прокатать диск и вернуть ему форму, особенно проблематичен такой ремонт у литых дисков.
Если получается, то просто подкачайте шину, даже если нет с собой компрессора, всегда можно остановить проезжающие мимо авто и попросить помочь. И медленно двигайтесь в мастерскую, по дороге повторяя процедуру подкачки. Это кажется хлопотным, но в результате может сэкономить значительную сумму.
Как предотвратить утечку воздуха в шине
К сожалению, нет общего рецепта, позволяющего хотя бы на 90% предотвратить утечки воздуха из шины. Почему? Да потому что слишком непредсказуемы эти процессы. Но некоторые меры можно принять, чтобы, по крайней мере, спущенное колесо не становилось такой уж неприятной неожиданностью и причиной опозданий. Например, не стоит быстро ездить по плохим дорогам, если угодить в яму на большой скорости, вероятность повредить колесо гораздо выше. Внимательно нужно следить за расстоянием от шины до бордюра во время парковки, часто причиной боковых порезов становится именно контакт с бордюрами.
Стоит также ухаживать и следить за колёсами, чтобы быть в курсе их состояния и вовремя менять все элементы. Как минимум раз в неделю проверяем давление и выполняем такие процедуры:
-
Осматриваем шины и диски на предмет повреждений, коррозии и т. д. Не всегда та же грыжа на боковине начинает стравливать воздух, но визуально она заметна сразу и лучше поставить латку, если не планируете менять колесо.
-
Из протектора удаляем все загрязнения и острые предметы, особенно если часто приходится двигаться по грунтовке или грязи.
-
Мелкие царапины на диске рекомендуем проходить герметиком.
-
Правильно храните шины и диски — это значительно увеличивает их «ходимость». При неправильном хранении может быть деформация или разрушение резины шины, а на диске может появиться коррозия.