Эффективные способы завести автомобиль, если сел аккумулятор
Севшая аккумуляторная батарея — проблема не столь редкая, как хотелось бы многим автовладельцам. Обычно разряжается АКБ вследствие длительного простоя автомобиля или из-за оставленных включёнными электропотребителей, к примеру, фар. Кроме того, к такому исходу может привести и стандартная эксплуатация автотранспорта в зимнее время. За счёт низкой температуры расход заряда АКБ возрастает, и за поездку длительностью 15–25 минут генератор просто не успевает зарядить аккумулятор полностью. Это и приводит к практически полному разряду батареи всего через несколько дней.
Вне зависимости от причины, вернуть к жизни севшую АКБ можно одним из способов: воспользоваться услугами автосервиса, зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства, прикурить его от батареи соседа по парковке, запустить с толкача, воспользоваться тросом. Есть и более экзотические решения. Например, применить для запуска шуруповёрт или согреть прибор водой. Перечисленные варианты рассмотрим подробнее.
Признаки разрядки АКБ
Перед тем как решать проблему, нужно убедиться, что батарея перестала работать из-за того, что заряд закончился.
Есть признаки, которые свидетельствуют, что в аккумуляторе нет энергии:
-
машина не открывается с брелока, невозможно воспользоваться бесключевым доступом;
-
авто открылось, но габариты и фары мигнули тусклым свечением;
-
автомобиль открылся, но мотор не запустился;
-
перед запуском двигатель прокрутился несколько раз;
-
стартер функционирует слишком тихо или приглушённо, как будто он садится;
-
стартер крутится медленно, а после попытки завести мотор появляются щелчки — так реле оповещает, что в системе дефицит энергии;
-
свечение индикаторов на панели тусклое или неполное.
Последний признак стоит учитывать в том случае, если авто относится к старым моделям. У них для подсветки выбирают обычные осветительные приборы. Современные машины оборудованы светодиодами, которые сохраняют яркость свечения, даже если батарея села.
Что нужно проверить до того, как прикурить аккумулятор
До того, как реанимировать аккумулятор, убедитесь, что машина исправна. Нельзя прикуривать АКБ:
-
если под капотом ощутим сильный запах топлива или машинного масла;
-
если АКБ разрядилась без очевидных причин или после многократных неудачных пусков двигателя, а также при наличии повреждений проводки.
Проще говоря, если есть хоть малейшие сомнения в исправности систем автомобиля — его нельзя прикуривать. Это чревато серьёзной поломкой не только пострадавшей машины, но и «донора» — автомобиля, который вы собираетесь использовать в качестве источника энергии.
Отдельно стоит остановиться на обслуживаемых аккумуляторных батареях. Если у вас именно такая, то перед её зарядкой в обязательном порядке проверьте плотность электролита в аккумуляторе. При глубоком разряде она сильно повышается, поэтому может понадобиться долив дистиллированной воды в АКБ. Если это невозможно в конкретных условиях, то батарею требуется хотя бы согреть — это снизит плотность электролита и позволит завести двигатель с помощью прикуривания.
Как прикурить аккумулятор
Сам процесс прикуривания несложен. Необходимо просто чётко соблюдать последовательность шагов и не забывать про здравый смысл.
-
Автомобиль-донор и автомобиль-пациент ставят вплотную друг к другу. Критерий правильного расположения: длины проводов хватает для подключения, но кузова не соприкасаются.
-
Двигатель донора заглушают, всё электрооборудование машин отключают.
-
Снимают минусовую клемму с АКБ пациента.
-
Крокодилами на красном проводе соединяют «плюсы» аккумуляторных батарей.
-
Крокодилы на чёрном проводе цепляют на «минус» аккумулятора донора и на кузов или двигатель пациента. Важно, чтобы деталь была не окрашена, иначе она не будет проводить электрический ток.
-
Перед тем как реанимировать аккумулятор, нужно ещё раз убедиться, что всё подключено правильно и провода не касаются деталей двигателя.
-
Делают попытку завести двигатель. Если получилось, то ему дают прогреться 10–15 минут, после чего минусовую клемму снова крепят на АКБ пациента. При этом двигатель не глушат.
-
Если первая попытка оказалась неудачной, то заводят двигатель донора на 15–20 минут для зарядки разряженного аккумулятора. Затем мотор глушат и повторяют попытку завести двигатель пациента. Если результата опять нет, то дальнейшие попытки лучше не делать.
-
После завершения операции провода отключают в обратной последовательности.
Владельцам дорогих автомобилей со сложной электроникой не рекомендуют пользоваться этим способом, за исключением критических случаев, когда нет другого выхода. Чувствительная электроника может просто не пережить подобных манипуляций. Поэтому, если есть возможность добраться до сервиса или вызвать специалиста — воспользуйтесь ею.
Как запустить АКБ с толкача или на буксире
Этот способ сработает только для автомобилей с механической коробкой. Он основан на проворачивании двигателя в результате движения колёс. Для запуска понадобится второе транспортное средство и прочный трос. А разгон могут выполнить двое взрослых людей.
Последовательность действий:
-
соедините два авто тросом для буксировки;
-
включите зажигание, выжмите и удерживайте сцепление, перейдите на третью передачу;
-
водителю буксира нужно натянуть трос, плавно сделать старт и разогнаться до 20 км/час;
-
медленно отпустите сцепление на буксируемой машине — когда она запустится подайте второму человеку сигнал, чтобы он остановился.
Если вы решили воспользоваться помощью людей, тогда достичь такой скорости не получится. Может потребоваться несколько попыток запуска.
Использование троса или верёвки
Заднеприводные и переднеприводные автомобили с механической коробкой заводят ещё одним методом. Здесь достаточно силы одного человека. Из инструментов — домкрат и трос.
-
Авто фиксируют с помощью стояночного тормоза, поднимают его домкратом в месте одного из ведущих колёс. Их при этом поворачивают в сторону.
-
Трос наматывают на одно колесо. Когда верёвку тянут на себя, нужно чтобы оно начало вращение против часовой стрелки.
-
Машину ставят на третью передачу, включают зажигание и начинают раскручивать колесо резким движением с использованием троса.
При запуске двигателя колесо начинает самостоятельное вращение. В это время выключают нейтральную передачу. За счёт межосевого дифференциала крутящий момент перейдёт на висящее колесо, поэтому самопроизвольного движения транспорта не будет.
Применение бустера или пуско-зарядного устройства
Пуско-зарядные приборы делят на большие промышленные и компактные карманные модели. Мощные устройства можно подключить к сети. Другие работают автономно. Для этого клеммы бустера подключают к батарее. После этого включают зажигание и запускают мотор.
Карманные модели функционируют подобно запасным аккумуляторам для мобильных телефонов. Им нужна предварительная зарядка. Прибор генерирует высокий ток. Такого заряда не хватает надолго. Способ может сработать, если авто в исправном состоянии, а для запуска не хватает совсем немного заряда. Если у машины большой мотор или он работает на дизеле, карманное устройство может не помочь.
Мощные зарядные устройства
Такие часто используют в гаражах, чтобы заряжать аккумуляторы. Но нужно учитывать, что быстро восстановить батарею оно не способно — за ограниченное время получится только передать небольшое количество энергии для запуска.
На зарядном приборе устанавливают повышенную силу тока — около 10% от ёмкости АКБ. Например, если она составляет 55 ампер, тогда нужен ток 5,5 ампер. На зарядку уйдёт примерно 15–20 минут.
Перед этим батарею нужно отсоединить от бортовой сети машины. И этот метод подзарядки может сократить её срок службы.
Применение аккумулятора от шуруповёрта
Этот способ относят к нестандартным методам запуска. Если у шуруповерта или другого инструмента напряжение превышает 12 вольт, тогда его можно использовать.
К клеммам аккумулятора подключают провода или делают переходник для стандартных проводов из подручных материалов. Батарея шуруповёрта не может дать большой пусковой ток, но в течение нескольких минут она способна немного восстановить заряд. Спустя 15–20 минут есть возможность запустить мотор.
Горячая вода
Такой метод применяют зимой, когда на улице минусовая температура. Аккумулятор снимают с авто, несут домой, ставят в глубокий таз или ванную. Его наполняют горячей водой так, чтобы она доходила до верхней крышки батареи. Спустя 15 минут аккумулятор станет тёплым. А через полчаса после прогрева даже разряженный АКБ сможет дать ток, чтобы мотор начал работать.
Когда нужно менять аккумулятор
Согласно ГОСТ Р 53165-2020 есть строго установленные сроки, сколько служат батареи. В документе указано, что в среднем прибор должен работать 24 месяца, если транспорт проехал за это время менее 90 тыс. км. Если у батареи уменьшенный расход воды, тогда она может продержаться около 48 месяцев, при условии, что автомобиль преодолел за это время не более 100 тыс. км.
На практике много факторов может повлиять на срок службы. Например, если пробег будет более 150 тыс. км, тогда батарея может перестать работать уже через год. Также влияет состояние электрической системы авто, характер и условия езды.
Есть ситуации, когда действительно проще купить новое устройство. Первая — это сульфатация пластин. О ней свидетельствует появление белого налёта на крышке. АКБ может разрядиться всего за одну ночь. И утром машину уже невозможно завести. Причин такой проблемы две — постоянный недозаряд прибора или продолжительный и полный разряд ёмкости. Предотвратить сульфатацию пластин можно, если скинуть с батареи клеммы. Если АКБ долго хранится отдельно, тогда он должен быть заряжен.
При сульфатации лучше всего купить новый аккумулятор. Но можно обратиться в специальные мастерские, где делают десульфатацию.
Ещё одна распространённая проблема, когда стоит заменить устройство, — короткое замыкание. Обычно пластины с минусовым и плюсовым зарядами не соприкасаются, но при появлении проводника это возможно. Тогда АКБ быстро начинает терять показатели ёмкости — разряд происходит за срок от одного до трёх дней. У нагрузочной вилки будет напряжение меньше 9 В. Кипение электролита начнётся, если на клеммы будет поступать 14,4 В. В это время можно услышать даже звук бурления. Кипение будет происходить и в гелевых аккумуляторах.
Замыкание случается при механических повреждениях. Его можно наблюдать при зарядке высоким током.
Процесс осыпания активной массы тоже относится к причинам, когда следует заменить прибор. Активная масса нужна для пластин устройства, чтобы повысить эффективность. Иногда покрытие отделяется от пластин из-за коррозии, вибрации во время частого движения по некачественным дорогам, а также вследствие замерзания электролита и деформации пластин. Отремонтировать такую батарею нельзя — нужно купить новую.
И последнее — выкипание электролита. Если аккумулятор обслуживаемый, кипение видно через крышку. Клеммы необслуживаемых моделей могут приобретать беловатый либо зеленоватый налёт. Во время кипения баланс между водой и кислотами нарушен. Пластины растворяются под воздействием кислот, поэтому возникает замыкание. Если электролит выкипел, надо менять батарею. И важно в следующий раз предотвратить причины перезарядки.
Заключение
Оптимальное решение — своевременно выявлять факторы, которые могут привести к ситуации, когда разрядилась аккумуляторная батарея. Если срок работы прибора подходит к концу или есть перечисленные выше признаки, лучше заранее купить новое устройство. При необходимости запуска двигателя выбирают способ в зависимости от обстоятельств. При этом учитывают, какие специальные средства есть под рукой, какими техническими характеристиками отличается оборудование и в какое время года произошла ситуация — зимой или летом.