Как прокачать тормоза: самостоятельно и с помощником
Если на дороге в процессе движения у машины откажут тормоза, не все смогут быстро сориентироваться в ситуации и принять дополнительные меры, такие как тормоз двигателем, ручником, маневрирование. Так что ситуация достаточно аварийная и опасная.
Важно следить за тормозной системой своего авто: заменять тормозные колодки по мере износа, прокачивать тормоза. Многие автомобилисты пренебрегают и первым, и вторым. О том, как прокачать тормоза машины и зачем это делать — в статье.
Зачем менять жидкость и прокачивать тормоза
Современные легковые авто оснащены гидравлическими тормозами. Это значит, что педаль передаёт усилие к тормозному механизму посредством тормозной жидкости. Её нужно периодически менять:
-
если вы ездите немного, то представители завода Volkswagen рекомендуют замену делать каждые 2 года, независимо от возраста и пробега авто;
-
для автомобилей премиум-класса жидкость меняют раз в 20 тысяч километров.
Почему в современных тормозных системах используют жидкость? Потому что у неё низкий коэффициент сжимаемости. Но когда вы сливаете старый состав и заливаете новый, в систему может попасть воздух. И в отличие от жидкости, он сжимается очень хорошо.
Если тормозная система завоздушена, то жидкость не сможет в полной мере передать усилие на тормозной механизм. Часть хода педали будет потрачена на сжатие воздуха, который проник в систему. Это снизит эффективность торможения. В зависимости от ситуации, водителю придётся сильнее давить на педаль или же нажимать на неё несколько раз для остановки автомобиля. Поэтому завоздушенность системы может привести к аварии. Чтобы избавиться от этой проблемы, тормоза прокачивают.
В каких случаях нужно прокачивать тормоза
Цель прокачки тормозов — удаление воздуха из системы. Завоздушенность возникает в трёх случаях:
-
При смене тормозной жидкости.
-
В результате ремонта, замены трубок или элементов тормозной системы.
-
При износе соединений, появлении микротрещин в трубках.
Основные признаки проблемы:
-
Педаль тормоза стала чересчур «мягкой». При нажатии водитель должен ощущать сопротивление, но его нет. Педаль будто проваливается под ногой.
-
Ход педали при торможении стал больше. Это может быть незаметно при износе колодок, который происходит постепенно. При большом скоплении воздуха в системе водитель вынужден вдавливать педаль в пол, не получая нужного результата.
-
Педаль не возвращается в исходное положение после нажатия.
Если появился хотя бы один из этих признаков, то продолжать движение нельзя. Во-первых, это запрещено ПДД, а во-вторых, тормоза могут отказать полностью, что может привести к аварийной ситуации, опасной для жизни.
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, потребуется диагностировать проблему. Это может быть неисправность тормозной системы, износ колодок, повреждение трубок тормозной жидкости. После обнаружения проблемы и успешного её устранения, необходимо будет прокачать тормоза.
Прокачка — обязательная процедура при проведении большинства работ с тормозами. На некоторых моделях её вписывают в стандартный регламент обслуживания после штатной замены тормозных колодок.
Самостоятельная прокачка тормозов
Для проведения этой процедуры вам не нужны специнструменты. Нужно лишь знать последовательность действий и чётко её придерживаться.
В современных автомобилях чаще используют двухконтурную диагональную тормозную систему. Здесь гидравлические магистрали разделены. Это сделали в целях безопасности. Колёсные механизмы в двухконтурных системах соединены с главным тормозным цилиндром попарно. Идея в том, что если один контур разгерметизируется, второй сохранит работоспособность и остановит авто при нажатии на педаль тормоза.
Таким образом, здесь каждый контур отвечает за пару колёс, только вот расположены они диагонально. Прокачка такой системы не вызовет трудностей у новичка. Если же в вашей машине другая схема, то лучше обратиться на СТО для прокачки. Узнать тип системы можно из документации на авто.
Чтобы прокачать тормоза, вам потребуется:
-
шланг, чтобы слить из системы жидкость;
-
ёмкость;
-
ключ рожковый на 11;
Начинать прокачку следует с колеса, которое расположено на наибольшем удалении от главного тормозного цилиндра. Далее движемся по Z-образной схеме. Для леворульного авто процедуру стоит начинать с правого заднего колеса. Затем идёт левое заднее. Спереди также начинаем с правого, после чего переходим к левому.
Алгоритм действий
Если вам нужно развоздушить тормозную систему:
-
Выбираем для машины ровную поверхность. Для удобства желательно использовать смотровую яму.
-
Очищаем от грязи тормозные механизмы.
-
В бачок главного цилиндра заливаем тормозную жидкость. В процессе удаления воздуха из системы важно поддерживать уровень тормозной жидкости не менее ¾ от максимального объёма бачка.
-
Переходим к заднему колесу. Снимаем заглушку штуцера.
-
Надеваем шланг на штуцер. Желательно использовать маслобензостойкую трубку или же виниловую прозрачную. Так вы будете видеть пузырьки воздуха, которые выходят из тормозной системы. Свободный конец опускаем в ёмкость с тормозной жидкостью.
-
Нажимаем на педаль тормоза 5–6 раз. Затем фиксируем её в нажатом состоянии.
-
Слегка откручиваем штуцер. Его следует закрутить лишь тогда, когда из шланга перестанут выходить пузырьки воздуха. Затем затягиваем его. Важно помнить о том, что педаль тормоза должна быть нажатой, пока штуцер не затянут.
-
Накачиваем давление, несколько раз нажав на педаль тормоза. Устанавливаем упор. Снова откручиваем крышку штуцера. Эту процедуру нужно повторять до тех пор, пока из трубки не пойдёт жидкость без воздуха.
-
Важно не допустить повторного завоздушивания системы. Поэтому в главный цилиндр по необходимости доливают тормозную жидкость.
Аналогичные действия выполняем с оставшимися колёсами.
Прокачка тормоза с помощником
Лучше проводить эту процедуру вдвоём. В этом случае можно разделить роли: один человек будет нажимать на педаль, а второй — работать с тормозами. В этом случае нужно придерживаться вышеописанного алгоритма действий. Отличие заключается лишь в том, что вам не придётся фиксировать педаль тормоза, ведь помощник сможет держать её нажатой столько, сколько нужно.
Прокачка тормозов на авто с ABS
Довольно часто современные автомобили оснащают электронными системами. Одна из них — ABS (антиблокировочная тормозная система). Нередко в дополнение к ней устанавливают ESP — электронную систему стабилизации. Количество ассистирующей электроники может быть большим в продвинутых моделях.
В целом прокачка тормозов в таких авто не отличается от вышеописанной схемы, но перед началом работ важно изучить руководство по эксплуатации вашей машины.
В тех авто, в которых насос, гидроклапаны и гидроаккумулятор находятся в одном узле, прокачка тормозов в целом соответствует процедуре для автомобилей без ABS. Но есть такие отличия:
-
Перед началом работ найдите и извлеките предохранитель блока ABS.
-
Для прокачки нужно выжать педаль тормоза и включить зажигание. Так насос ABS будет выгонять воздух из системы. Следует помнить, что перед тем как открутить штуцер, зажигание нужно выключить.
Другое дело, когда в тормозной системе ABS гидромодуль, клапаны и гидроаккумулятор разнесены по разным углам. Тогда прокачку осуществляют с использованием диагностического сканера, который снимает информацию с ЭБУ. Такую процедуру проводят на специализированных СТО. То же самое касается и автомобилей с системами SBC и ESP.
Как избежать проблем при прокачке тормозов
Эту процедуру не назовёшь сложной, но и здесь можно допустить досадные ошибки. Общие рекомендации:
-
Стоит использовать только ту тормозную жидкость, которая рекомендована для конкретного авто. Некоторые автомобилисты думают, что все составы одинаковы, но это не так.
-
Запрещено смешивать тормозную жидкость разных типов. В лучшем случае это снизит эффективность торможения, в худшем — приведёт к поломке тормозной системы.
-
Уровень жидкости в главном тормозном цилиндре не должен упасть ниже критического уровня. Иначе случится повторное завоздушивание системы.
-
Штуцеры следует откручивать аккуратно, чтобы не сорвать резьбу.
-
Отработанная тормозная жидкость не должна попасть на лакокрасочное покрытие авто. Это может испортить краску — вызвать потемнение, вспучивание.
-
Прокачав тормоза, нужно завернуть штуцер и надеть на него колпачок. Это предотвратит засорение тормозной системы.
Прокачка тормозов — это достаточно простая процедура, которую можно выполнить за полчаса. Главное — следуйте вышеперечисленным рекомендациям.